2 августа (дата для 2009 года)
Ежегодно в первое воскресенье августа свой профессиональный праздник — День железнодорожника — отмечают труженики стальных магистралей Беларуси. Этот праздник связан именно с началом строительства и развитием железных дорог, появлением новой профессии — железнодорожник.
История становления железной дороги Беларуси очень давняя. Предшественником белорусских железнодорожных магистралей считают железную дорогу Старинковского металлургического и машиностроительного завода Бенкендорфа, действовавшего в 1840—60-е годы.
Первым белорусским городом с железнодорожным движением стал Гродно. Первая линия Поречье-Гродно начала действовать еще в 1862 году как часть Петербургско-Варшавской железной дороги. Но официальным днем рождения Белорусской железной дороги считается ноябрь 1871 года, когда в эксплуатацию вступила ее главная магистраль — Смоленск — Орша — Минск — Брест.
Вся дальнейшая история железной дороги неразрывно связана с историей Республики. Белорусские железнодорожники внесли значительный вклад в строительство промышленности и сельского хозяйства страны. Они с достоинством выдержали испытания военного лихолетья и приняли активное участие в послевоенном восстановлении народного хозяйства.
На долю железнодорожного транспорта общего пользования в последнее десятилетие приходится около 75% всех выполняемых в стране грузовых и более 50% пассажирских перевозок.
День железнодорожника — самый старый из профессиональных праздников, но своей актуальности он не утратил. Жизнь многих белорусов так или иначе связана с железной дорогой. Коллектив БЖД составляет более 110 тысяч человек, многие жители Беларуси регулярно ездят на поездах и электричках отдыхать, в командировку или на дачу на выходные.
Белорусская железная дорога — это современная, хорошо развитая транспортная система протяженностью 5,5 тысяч километров. Наиболее крупные железнодорожные узлы — Минск, Брест, Гомель, Орша, Барановичи, Жлобин, Калинковичи, Могилев, Витебск, Полоцк.